Пропан или метан?
ПРОПАН
Сжиженный углеводородный (нефтяной) газ
(СУГ, СНГ, англ. Liquefied Petroleum Gas — LPG) – это смесь сжиженных под давлением лёгких углеводородов, которая используется в качестве топлива. Двумя основными компонентами СУГ являются пропан С3Н8 и бутан С4Н10.
Основные источники сжиженного газа:
- попутные нефтяные газы;
- газы процессов стабилизации нефти и конденсата;
- конденсатные фракции природного газа;
- нефтезаводские газы, получаемые с установок переработки нефти.
СУГ транспортируется и хранится в баллонах и газгольдерах под давлением 16 атм, используется в бытовых нуждах, отоплении, а также в качестве автомобильного топлива. Технологиям использования СУГ в качестве автомобильного топлива насчитывается уже более 70 лет. Сегодня в мире более 20 миллионов автомобилей, переоборудованных для работы на газовом топливе пропан-бутан.
Преимущества нефтяного газа:
- воздушно — топливная смесь с газом в качестве топлива горит значительно чище, чем смесь с бензином.
- Пропан-бутан нетоксичен
- при его использовании наблюдается отсутствие коррозии
- отсутствие тетра-этил свинца выбросах.
- высокое октановое число 102-108 (в зависимости от условий эксплуатации).
Пропановые баллоны имеют приемлемый вес, а также бывают тороидальной формы (идеально подходят для установки в нишу запасного колеса в багажном отделении автомобиля).
![газовый баллон цилиндрический](https://gbospb.ru/wp-content/uploads/2016/12/ballon-NGZA_sm-1.png)
![Пропановый тороидальный внешний баллон](https://gbospb.ru/wp-content/uploads/2016/12/ballon-TOP-42-vnesh_sm.png)
![Газовый баллон полнотелый](https://gbospb.ru/wp-content/uploads/2016/12/balloni-stako-toroidalniy-polnoteliy_sm.png)
Сеть заправочных станций с пропаном достаточно хорошо развита.
В среднем расход пропана будет несколько выше, чем бензина, экономия достигается благодаря большой разнице в стоимости в пользу нефтяного газа.
МЕТАН
Компримированный (сжатый) природный газ (КПГ, англ. compressed natural gas — CNG). Метан имеет природное происхождение. КПГ производят путем сжатия природного газа в компрессорных установках.
Хранение и транспортировка КПГ производится в специальных накопителях газа под давлением 200-220 атм и требует соблюдения специальных правил техники безопасности и периодической поверки (испытания) баллонов на работоспособность. Поверка проводится на стендах закачиванием в баллон газа или жидкости под давлением значительно большим чем его рабочее давление. Следствием таких требований является необходимость периодического демонтажа баллонов при «техосмотре».
- еще более экологичен
- еще дешевле при пересчете на пройденный километр автомобиля
- имеет ограничения при использовании на легковых авто из-за габаритов
- более дорогая стоимость оборудования
Метановые баллоны имеют исключительно цилиндрическую форму и значительно больший вес по сравнению с пропановыми. На практике: при 50 л баллоне автомобиль “на метане” несет нагрузку по весу в 3 раза большую, чем на пропане. Метановые баллоны бывают из композитных материалов, что значительно уменьшает их вес, но сильно увеличивает стоимость.
![Метановый баллон CNG-1](https://gbospb.ru/wp-content/uploads/2016/12/cng-1_sm.png)
![Метановый баллон CNG-2](https://gbospb.ru/wp-content/uploads/2016/12/1_2_cng_cylinder_sm.png)
Принципиальным недостатком ГБО на метане также является неразвитая сеть автозаправочных станций на метане.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- для легковых автомобилей со средними пробегами и желанием сохранить место в багажнике мы предложим ГБО на пропане
- для коммерческого транспорта с большой грузоподъемностью и среднегодовым пробегом выше среднего — метановое ГБО — предпочтительный вариант.
Если Вы решили установить ГБО на свой автомобиль, но пока не определились с типом газа или выбором оборудования, а на изучение документации и анализ рынка ГБО не хочется тратить ни сил, ни времени, наши специалисты всегда помогут Вам определиться с выбором и подскажут наиболее приемлемый вариант для Вашего автомобиля.